В Сполето завершается Фестиваль искусств двух миров

39

В воскресенье поздним вечером под звуки оркестра погаснет 60 Лун. Это редкое явление будут наблюдать тысячи людей, которые в данный момент находятся в Сполето. Именно здесь, в одном из красивейших городов Умбрии завершает работу Международный фестиваль искусств Двух миров (Dei Due Mondi). К юбилейному, 60-му форуму, дирекция расстаралась и подготовила шикарную программу, которую красиво воскресным вечером завершит оркестр под управлением маэстро Рикардо Мутти. 


фото: Марина Райкина

Вахтанговцы в Сполето. До начала спектакля 30 мин.

60 Лун придумал известный скульптор Джанкарло Нери, убежденный луноман. Больше 25 лет он играет с ночным светилом —  в большом количестве они уже появлялись в Нью-Йорке, Лондоне,  Неаполе, на его родине,  в Рио-де-Жанейро, Лиссабоне. И вот сейчас в Сполето шестьдесят световых глобусов (диаметр от 50 см до 1,20 м) основательно расположились на башнях старинной крепости   (в 1983  в здании крепости была  тюрьма, но с 2007  находится Национальный музей герцогства Сполето), на крышах старых домов, Академии художеств. Луной только обделили знаменитый Башенный мост, расположенный на высоте примерно 400 тысяч метров. 

Вот в таком подлунном мире и разворачивались события фестиваля.

Театральную программу закрывают громкие имена — Роберт Уилсон со спектаклем «Гамлетмашина», шоу «Джеки Чан» и  спектакль «Царь Эдип» в постановке Римаса Туминаса. Вахтанговцы играют два вечера в римском театре l века нашей эры. Развалины античного театра с одной стороны плотно зажаты домами и их жителям повезло — они бесплатно могут  смотреть  трагедию Софокла в исполнении Московских артистов. Трагедию человеческой  жизни, полную иллюзий относительно своего величия — в подлунном мире правит рок. 


фото: Марина Райкина

«Царя Эдипа»  в Сполетто принимают  прекрасно: после первого показа и на следующий день  те, кто видел, подходят на улице с тёплыми словами  к Людмиле Максаковой, Евгению Князеву — итальянцы умеют красиво восхищаться. И единодушно утверждают, что Эдип, правитель Фив, то есть Виктор Добронравов, играющий эту роль,  похож на их знаменитого артиста, правда его уже нет в живых. 

Действительно, в «Эдипе»   замечательно работают артисты разных поколений вахтанговцев, но я особенно  обращаю внимание на молодого артиста Павла Юдина, который единственный почти за два часа сценического действия не уходит со сцены. Его персонаж — воин  царя  Эдипа — немой, подвижный, не знающий  ни минуты покоя,  то с копьем, то с детской лошадкой в руках. Его действия, мгновенные  реакции немого человека на происходящее — эмоциональные  комментарии  к разворачивающимся трагическим событиям. Они оказываются важнее слов. 

Как стало известно,  после выступления вахтанговцев в Сполето родилась идея создания копродукции с итальянцами, подобно тому как «Царь Эдип» был сделан вместе с Греческим национальным театром. Пока  Туминас с  партнерами обсуждает материал будущей постановки, а директор Национального театра в Неаполе Лука де Фуско пригласил  другой спектакль театра —  «Маскарад» — уже в январе приехать в Неаполь. 


фото: Марина Райкина

А Туминас. все-таки странно устроен: ему говорят комплименты в превосходных степенях , а он: «Нет, сегодня мы работали как будто атаковали, форсировали. А так не надо, иначе теряется архаичность, в которой кроется доброта и наивность».

Из истории фестиваля: идею его проведения в 1958-м году инициировал американский композитор итальянского происхождения Джанкарло Минотти, который мечтал сблизить европейскую и американскую культуры. Выбор свой остановил на небольшом городке Сполето (согласно переписи в  2008 году проживало 39149 жителей): к тому времени здесь было два театра, кинотеатры, да и художественная атмосфера города с большим количеством старинных памятников располагала к тому, чтобы заполонить его искусством. За годы существования фестиваля в нем участвовали Рудольф Нуреев, Роман Полански, Роберт Уилсон, и другие знаменитости, выступавшие на главной площади города у Сполетского собора. 

На этот раз грандиозным событием у его стен стал вечер балета «Роберто Болле и друзья».  Его грандиозность измеряется  очередью, которая тянется  к главному входу на площадку на километр. Потому что во-первых, Роберто Болле обожают в Италии, он — гордость страны, а во-вторых его друзья по концерту — сплошь знаменитости,  в субботний вечер они танцуют  на фоне стен памятника раннего Средневековья,  на фресках которого , предположительно, изображены сцены из жизни Святого Бенедикта и Святого Сколастики. 


Роберто Болле.

Роберто Болле — Étoile делла Скала, а  также ведущий танцор ABT NY. — на сегодняшний день  самый известный  в мире и самый высокооплачиваемый танцовщик. В своё время его заметил и открыл Рудольф Нуреев, когда Роберто еще учился в балетном училище. Нуреев предложил ему тогда исполнить роль Тадзио в балете «Смерть в Венеции», в котором сам же и танцевал. 

В Италии имя Болле буквально на каждом шагу, поскольку он снимается в рекламе. Выступает и как модель в показах самых дорогих модных домов. Любит сниматься обнаженным. И не только сниматься: абсолютно голым он недавно предстал  и на сцене —  в балете Матса Эка «Жизель». 

Сейчас ему 42 года, но он находится в фантастической форме, про него говорят:»настоящая ожившая статуя Давида Микеланджело»…Он действительно прекрасно сложен и танцует, словно  играючи. Из десяти номеров вечера из двух актов он выходит  в пяти, а в друзьях у него —  Элиза Баденес (Штутгарт), Даниэль Камарго и Анна Ол ( Амстердам), Миса Куранага (Бостон), из наших — Полина Семионова и Даниил Симкин, правда оба солисты  не российских трупп: у Симкина контракт с Американским Балетом Нью-Йорка (ABT NY), а Семионова — солистка балета Берлина. 


фото: Марина Райкина

Вот с Полиной Семионовой Болле  сам открыл вечер  — Па де де из «Кармен» и сам же закрывал с Милисой Гамильтон из Лондонского Королевского балета. Их композиция  «Мона Лиза» ( хореография Ицика Галили)   поражает  не только лексическими новациями, в которых тела скручиваются самым причудливым образом, но и безмерными растяжками, головоломными поддержками и агрессивным эротическим противостоянием партнеров. Прекрасен Болле  и в «Караваджо» Бигонзетти. Не номер, а целый спектакль о великом художнике эпохи Возраждения.

Кстати,  сама форма концерта «Болле и друзья» практикуется уже много лет, проходит в многотысячных залах и пользуется неизменной популярностью. Позаимствовал Болле этот формат концерта, видимо, непосредственно у Нуреева, который под маркой «Нуреев и друзья» почти до конца жизни с триумфом гастролировал с «друзьями»  по всему миру. Аншлаг такому концерту гарантирует наличие только .крупной звезды. Сейчас этот формат  пытаются внедрить и в России: так, в самом конце июня в зале Чайковского в концерте «Иван Васильев и друзья»  выступал Иван Васильев.

Ну а закроме фестиваль.

Источник

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here